Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Многие столетия люди стремились изменить и усовершенствовать общество, что подтверждается наличием множества теорий государства. Великие философы древности Платон и Сократ развивали идеи идеального государства, такие идеи считались утопическими. Тем не менее, опыт предыдущих поколений привел к появлению такого литературного течения как «антиутопизм».
Среди главных особенностей такого течения можно выделить то, что авторы предлагают читателю возможную негативную картину будущего, которая создана на основе одной из существующих утопических идей. Такую точку зрения поддерживают А. Л. Мортон, А. А. Чамеев, Э. Я. Баталов, Ф. Полак и многие другие.
Сам термин утопия был впервые употреблен в романе, написанным в 1516 году Томасом Мором под названием «Утопия». В ходе истории и под влиянием эпохи Возрождения этот жанр существенно изменился. Данные изменения произошли в связи с тем, что позитивные и оптимистические социальные взгляды сменились достаточно пессимистичным отношением к идеалам, которые устанавливала утопия на протяжении последних нескольких столетий.
Многие авторы создавали свои произведения в жанре антиутопии: Дж. Лондон, И. Донателли, Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл, Р. Брэдбери С. Лем, К. Воннегут, Э. Берджесс, М. Этвуд и многие другие.
На протяжении долгого времени данное понятие существует не только в науке, но и в повседневной жизни, и тем не менее, остается достаточно спорным и сложным. Можно встретить бесчисленное количество трактовок термина «антиутопия», долго время он воспринимался исключительно с точки зрения идеологических установок, принятых в обществе, но встречались и другие точки зрения. Некоторыми учеными антиутопия трактовалась как жанр, который совмещает в себе множество черт, таких как критику настоящего, иллюстрирование пессимистичных вариантов будущего, возникающих из этого будущего, а также, критику тех или иных утопический представлений, которые в ходе прогресса проявили свою обратную сторону.
Необходимо отметить, что английское слово horror носит, помимо ужаса и страха, значение отвращения, омерзения. Литература жанра horror, по этой причине, имеет своей целью либо напугать читателя встречей со сверхъестественным, либо вызвать отвращение от описываемой, совсем не сверхъестественной реальности.
В данной работе мы рассмотрим элементы хоррора в романе-антиутопии Дж. Оруэлла «1984». Это и будет целью нашего исследования.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить жанровые признаки утопии;
• Рассмотреть жанровые признаки антиутопии;
• Определить характерные черты жанра хоррор;
• Выявить причины авторского решения ввести признаки хоррора;
• Проанализировать состав формальных текстовых средств, квалифицируемых как «хоррор» в тексте романа «1984».
Объект исследования: жанр хоррора в литературе.
Предмет исследования: элементы жанра хоррор в романе-антиутопии «1984».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1. Жанровые признаки утопии
Слово «утопия» происходит от греческого «eu» – лучший, совершенный и «topos» – место, страна совершенства». Буквально смысл понятия «утопия» – место, которого нет . Следует отметить, что понятия «утопия», «утопический» вошли в литературу в XVI веке. Изначально термин «утопия» ведет свое происхождение от названия фантастического, вымышленного острова в знаменитой «Утопии» Томаса Мора. Однако термин в то время не ограничивался литературным значением, а использовался также в философии, эстетике и культурологии.
Утопия занимает особое место в культурном пространстве и литературном процессе, являясь, с одной стороны, неотъемлемым свойством культуры, и, с другой – специфическим литературным жанром, характер существования которого обусловлен пограничным положением, спецификой вымысла, «структурированного на основе игры реальностями – онтологической и художественной» .
Первоначально, утопия – это одна из форм общественного сознания, наряду с мифом, идеологией, моралью, религией, наукой, искусством, философией и пр. По мнению О.А. Павловой, она включает в себя «такие абстрактные идеи как, «свобода – равенство – братство», всеобщая гармония, совершенство, бесконфликтность, тотальная рационализация жизни» .
Отметим, что эти идеи воспринимались как реальные цели, несмотря на то, что в действительности они практически не выполнимы. Подобные мысли высказывал В.П. Шестаков, отмечая черты утопии как формы общественного сознания: «осмысление социального идеала», «социальная критика», «стремление бежать от мрачной действительности», «попытки предвосхитить будущее общества». Впоследствии, понятие «утопия» стало применяться к литературе .
Еще раз подчеркнем, что строгого определения утопии в художественно-литературном аспекте нет. Одна из причин, безусловно, являющаяся одним из главных препятствий, – большое количество исторических, социологических, философских и культурологических исследований. Сложность заключается в нефилологических аспектах, затрудняющих филологическое осмысление рассматриваемого нами явления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамзон, Т. Е. Поэтические мифологии XVIII века: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Т. Е. Абрамзон. – М.: ОГИ, 2004
2. Артемьева О.Э. Эволюция эстетической модели жанра «хоррор» в американском кино [Текст]: диссертация / О.Э. Артемьева. – 2010
3. Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: философия истории и утопия в России эпохи Просвещения / Т. В. Артемьева. – Спб.: Алетейя, 2005. – с. 28
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1986.
5. Благой, Д. Д. История русской литературы XVIII века / Д. Д. Благой. – М.: Учпедгиз, 1955
6. Глушанина Н. И. Проблема жанра утопии в контексте путевой литературы петровской эпохи / Н. И. Глушанина // Поэтика жанра. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1995. - С. 3-23
7. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005
8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. / В. И. Даль – М.: Русский язык, 1991
9. Жаринов Е.В. История жанра романа «ужаса» в литературе Англии и Америки // Историко-литературные корни массовой беллетристики: монография / Е.В. Жаринов. – М: ФЛИНТА: Наука, 2017
10. Замятин Е.И. Мы. – М.: Мол.гвардия, 1990.
11. Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии. - [Электронный ресурс] – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANIN.pdf
12. Липков А. И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. М., 1990.
13. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 459-460
14. Лотман Ю. М. Отзвуки концепции «Москва - третий Рим» в идеологии Петра Первого. К проблеме средневековой традиции в культуре барокко / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Художественный язык средневековья. – М., 1982. – с. 236
15. Любимова А. Ф. Утопия и антиутопия: опыт жанровых дефиниций / А. Ф.Любимова // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. - Пермь, 1994. - С. 92-98
16. Мильдон В. И. Санскрит во льдах, или возвращение из Офира / В. И. Мильдон. – М.: РОССПЭН, 2006.
17. Оруэлл Дж. 1984/Дж. Оруэлл.- М.,2013.
18. Павлова, О.А. Метаморфозы литературной утопии: теоретический аспект. – Волгоград: волгоградское научное издательство, 2004.
19. Парфенов М.С. Что такое хоррор – Ч.10 [Электронный ресурс] URL: http://darkermagazine.ru/page/chto-takoe-horror-ch10-vmesto-epilogakonechnoe-opredelenie-zhanra-horror
20. Привалова, М. В. Русская социальная утопия XVIII века и первой половины XIX (на материале произведений А. Радищева и М. Щербатова) / М. В. Привалова // Гуманитарный вектор. – 2013. – № 5. – С. 25–29
21. Словарь Вебстера. URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/newspeak
22. Солодский, Б. С. Русская утопия XVIII века и нравственный идеал человека / Б. С. Солодский // Вопросы философии. – 1975. – № 5. – С. 92–101
23. Тараканова, А. Д. Русская литературная утопия второй половины XVIII века / А. Д. Тараканова // Ученые записки Казанского гос. ун-та. – 2009. – № 3. – С. 39–46
24. Устинов Д. В. «Утопия как деятельность» в русской культуре второй половины XVIII в. / Д. В. Устинов, А. Ю. Веселова // Вестник СПбГУ. – СПб., 1998. - Вып. 1. - Сер 2. - С. 76- 80
25. Чаликова В.А. Утопия и свобода. М.: Весть, 1994. – с. 260
26. Чернышёва Т. А. Русская утопия / Т. А. Чернышева. - Сибирь-Иркутск-Новосибирск, 1990. - № 6. - С. 118-127
27. Шестаков В. П. Эволюция русской литературной утопии / В. П. Шестаков // Русская литературная утопия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 5-32
28. Шестаков, В. П. Эсхатология и утопия: очерки русской философии и культуры: учеб. пособие / В. П. Шестаков. – М.: Владос, 1995
29. Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы. – М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. С. 73-76